ЖД Вокзал Краснодар 1



Авиабилеты из Краснодара




01.11.07 ||| История ||| История --- Последняя фонарщица
в начало

Первая борозда
"Быть здесь городу..."
Екатеринодарская крепость
Как пшеница пришла на Кубань
География города
"Дерзость архитектуры"
Красное училище
Ставропольский шлях
Первый двухэтажный
Конные скачки
Колодец
Прошлое одной улицы
Улица Мира
Биография трамвая
"В вихре искр, в порыве дыма..."
Первый рентгеновский снимок
Зазвонил телефон
Библиотека имени А. С. Пушкина
Чистяковская роща
Городской сад
Последняя фонарщица
Голоса из прошлого
В гостях у старого дуба
Мосты и виадуки
Жизнь реки
Дом с розой
Зимний праздник
Тайны подземного Краснодара



С заходом солнца Екатсринодар погружался в непроглядную тьму. Дозорный на вышке без устали осматривал окрестность, не вспыхнет ли где на соседнем посту веха - знак боевой тревоги. В такую темень совсем рядом мог затаиться враг и в любую минуту бесшумно снять караул, оголить важный пост – и тогда горожанам не миновать беды.
Хотя формально город уже считался гражданским (1867 г.), однако главой администрации по-прежнему оставался начальник области, наказный атаман Кубанского казачьего войска. Ему, пользовавшемуся правами губернатора, принадлежала не только военная, но и гражданская власть.

Много было неотложных дел по благоустройству города: мощение улиц, их освещение.

В 1875 году на освещение было ассигновано 2472 рубля на улице Красной весело вспыхнули фонарные огоньки. Тогда же появилась должность фонарщика. Чуть только опускались сумерки, как с деревянной лесенкой в одной руке и с керосиновой банкой ” другой, он спешил зажечь уличные светильники. С целью экономии в полнолуние фонари не зажигались, горожане довольствовались даровым лунным светом.

С утренней зарей фонари гасились. Время от времени уличное освещение расширялось и, естественно, увеличивалось число фонарщиков. Но так как их рабочий день полностью не был загружен, то городская управа в 1900 году весь штат фонарщиков передала в пожарную команду. Кроме ухода за фонарями, они теперь должны были участвовать в тушении пожаров.

Полностью улица Красная была освещена электричеством 4 октября 1894 года. “Лампы с вольтовой дугой — системы “Питс и Кричек”, с опаловыми шарами и дождевыми крышками – силою света по одной тысяче свечей” были подвешены к деревянным, крашенным масляной краской столбам, высотой десять с половиною аршин. Высокие фонари стояли через квартал, в точке пересечения улиц, прямо посреди дороги и своим ярким белым светом разгоняли ночную тьму.

Вопрос об электрическом освещении не раз поднимался в думе. Последний раз он горячо обсуждался 16 апреля 1914 года. Заседание закончилось около 12 часов ночи. “Отцы города” возвращались по домам по темным, прохладным улицам с безотрадными мыслями: финансовое положение Екатеринодара “в течение всех грядущих 27 лет не дает возможности осуществить освещение своими средствами”. Город в основном освещался керосином.

В городе все больше развивалась промышленность, торговля. Естественно, суммы подоходного налога, поступавшие в казну города, возрастали. За счет этого уже в 1910 году на улицах горели 41 лампочка накаливания, 14 дуговых и 693 керосиновых и керосино-калильных фонарей. Обслуживали их 25 фонарщиков и фонаршиц.

Анастасия Григорьевна Проценко работала фонарщицей с 1916 года. В ее ведении было 45 фонарей по улице Насыпной (ныне имени П. Гудимы), по Карасунскому каналу (имени А. В. Суворова), по Екатерининской до железнодорожного вокзала, в том числе пять из них возле городского сада и один – около водолечебницы.

— Я была такая быстрая, как метеор, – рассказывает она. –За час все фонари зажигала и возвращалась домой. А когда ночь выдавалась лунной, то также быстро гасила фонари. Брандмейстер

Клочан поедет, бывало, проверять фонарщиков, на следующее утро соберет всех нас и говорит: “Чище и лучше твоих фонарей, Настя, не нашел. Твой участок самый хороший. Благодарность тебе бъявляю!” А и вправду, по быстроте никто сравниться со мной не мог. Меня еще брандмейстер посылал факелы зажигать на каланчу: “Беги, Настя, зажги!” Я одной ногой здесь, другой – там...




жд вокзал.
Студия 15rus.ru - Осетия Владикавказ
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb