ЖД Вокзал Краснодар 1



Авиабилеты из Краснодара




01.11.07 ||| История ||| История --- Жизнь реки
в начало

Первая борозда
"Быть здесь городу..."
Екатеринодарская крепость
Как пшеница пришла на Кубань
География города
"Дерзость архитектуры"
Красное училище
Ставропольский шлях
Первый двухэтажный
Конные скачки
Колодец
Прошлое одной улицы
Улица Мира
Биография трамвая
"В вихре искр, в порыве дыма..."
Первый рентгеновский снимок
Зазвонил телефон
Библиотека имени А. С. Пушкина
Чистяковская роща
Городской сад
Последняя фонарщица
Голоса из прошлого
В гостях у старого дуба
Мосты и виадуки
Жизнь реки
Дом с розой
Зимний праздник
Тайны подземного Краснодара



Кубань, самая крупная река Северного Кавказа, питается высокогорными речками Уллукамом и Учкуланом, черпающими свое начало в мощных ледниках Эльбруса, вознесшегося в синеву на 5642 метра. Сперва речки игриво бегут порознь в скалистых горах, а затем, слившись в один огромный поток, дают исток нашей главной водной магистрали. Верховье ее, питаясь десятками малых и больших рек, напоминает ветвистое, голубое, сверкающее дерево, которое все разрастается и разрастается, переходя в мощное среднее течение с избытком горной воды. Здесь Кубань принимает еще несколько крупных притоков – Лабу, Белую, Пшиш и другие.
В половодье река выходит из берегов, скачет по степи, как сорвавшийся с привязи лихой конь. Недаром греки называли ее “Гипанис” (гиппос – конь), а черкесы – “Пшиз” – князь рек. После спада воды остается много плодородного ила, в котором любят возиться мальчишки, а пойменные места покрываются сочными травами.

Как результат этих разливов в дельте реки образовались, по давним подсчетам, 350 лиманов и, начиная от Краснодара, тянулись стоверстные плавни. Известный исследователь нашей главной реки Данилевский еще в 60-е годы прошлого века говорил, что лиманы составляют “самую характерную черту Кубанской дельты”. Лиманы – это неглубокие опресненные рыбные озера, по спаду весенней воды зараставшие сплошными камышами, где уютно гнездились утки, кулики, гуси, топали по мелкой воде, раздвигая заросли, цапли.

Кубань испокон веков поила и кормила людей, обитавших на ее берегах. В зеленых лугах люди пасли лошадей и быков, здесь же выращивали хлеб, ловили рыбу, строили (на летний период) временные камышовые жилища – шалаши, или “балаганы”.

На протяжении 870 километров тянется Кубань. Река беспокой но вьется, меняет русло, то сжимая его до сходящейся петли, то вновь развернувшись прямой линией. Неровность, частая петлистость – особенность нашей реки.

Любопытно отметить, что не так уж давно Кубань впадала в Черное море. В 1819 году черноморские казаки, желая опреснить

воды Ахтанизовского и Курчанского лиманов, прорыли два искусственных канала. Лиманы были опреснены, но так как уклон равнины на север к Азовскому морю оказался больше, то главная масса кубанской воды устремилась туда. Это были первые водные сооружения на Кубани, построенные нашими предприимчивыми предками.

Кубань была судоходна более чем на 300 верст – от города Усть-Лабинска до Темрюка.

Уже в 1855 году по Кубани плавали два войсковых вооруженных судна – “Кошевой Чепега” и “Джигит”. А на следующий год возникает настоящее пароходство: из казачьей казны были ассигнованы 35 тысяч рублей для покупки парохода. В том, что черноморцы взялись за такое, прямо надо сказать, рискованное дело, ничего удивительного нет. Ведь они издавна не зря слыли прекрасными, отважными моряками, еще когда жили на Днепре, на Хортице. и в дальнейшем, когда служили на Черном море и показали в морских сражениях с турками образцы сметливости и воинской доблести. Недаром их первый поэт-песенник и бандурист Антон Головатый пел на приеме в Санкт-Петербурге 16 июня 1792 года о горькой доле казачьей:

Вридылысь мы и свити нэщаслыки:
Служылы вирно в поли й на мори,
А тэпэр зосталысь боси й голи.

Но, несмотря на свою бедность, они раскошелились и твердо решили завести “свой флот”, и не абы какой, а самый современный: за пароходом отправили своего посланца в туманную Англию, в Лондон. И там был заключен 26 октября 1857 года контракт с компанией “Ровенвилль и Салькельд” на постройку для войска парохода и баржи, которые были построены и доставлены в разобранном виде в Темркж. Для сборки парохода на Кубань прибыло 14 английских мастеровых И спустя год после заключения сделки, 17 октября 1858 годя, состоялась первая проба парового судна. Это чудо судостроительном техники длиной в 166 футов (50 метров) имело одну бронированную стенку, всегда обращенную к левому вражескому берегу, дни руля и требовало очень

1 2
жд вокзал.
Студия 15rus.ru - Осетия Владикавказ
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb