ЖД Вокзал Краснодар 1



Авиабилеты из Краснодара




01.11.07 ||| История ||| История --- Дом с розой
в начало

Первая борозда
"Быть здесь городу..."
Екатеринодарская крепость
Как пшеница пришла на Кубань
География города
"Дерзость архитектуры"
Красное училище
Ставропольский шлях
Первый двухэтажный
Конные скачки
Колодец
Прошлое одной улицы
Улица Мира
Биография трамвая
"В вихре искр, в порыве дыма..."
Первый рентгеновский снимок
Зазвонил телефон
Библиотека имени А. С. Пушкина
Чистяковская роща
Городской сад
Последняя фонарщица
Голоса из прошлого
В гостях у старого дуба
Мосты и виадуки
Жизнь реки
Дом с розой
Зимний праздник
Тайны подземного Краснодара



Каждый раз, проходя мимо двухэтажного кирпичного дома по улице Комсомольской (бывшей Штабной), я обращал внимание на розочку, изящно сработанную из цементного раствора на его закругленном углу. И всякий раз эта постройка, ничем, пожалуй, не примечательная, кроме своей основательной добротности, вызывала у меня теплое чувство и мимолетное раздумье: “Что значит этот цветок? Прихоть строителя? Или какой-то символ? А может быть, просто украшение фасада?” Но (удивительное дело!) мертвая каменная масса здания постепенно оживала благодаря этому маленькому цветку, как бы невзначай брошенному на холодные камни. Я пытался проникнуть в замысел архитектора. Старинный екатеринодарский особняк с той поры стал дорог моей душе.
Прошли годы... У старожилов и из архивных документов я узнал, что это здание строил Козлов. Но тут мне неожиданно сообщили, что жена архитектора живет в Таганроге. Я – туда...

Екатерина Николаевна, преклонных лет, ласково встретила меня. Мы разговорились. И на мое недоумение – что значит роза на доме, она раздумчиво ответила:

– Мой муж построил его в год нашей свадьбы, сделал мне свадебный подарок – этот особняк на Штабной... А роза – символ любви...

У Козловой была ясная память. Она долго вспоминала о прошлом, о своих родителях, о екатеринодарской жизни, о своем муже Александре Андреевиче Козлове. И на основе ее сообщений, на фактах, добытых мною в архиве, я написал очерк.

В Екатеринодаре с конца 80-х годов прошлого века в городском саду уже существовал деревянный Летний театр, принадлежавший купцу Колосову, а затем перешедший в собственность города. На Кубань стали чаще приезжать артисты и целые труппы. Но наступала зима. И некуда было податься екатеринодарцам, чтобы рассеять “провинциальную скуку”. Разве пойти в какой-либо захудалый клуб? Вопрос о постоянном Зимнем театре горожанами поднимался давно и не однажды, особенно в первые годы XX века. Не без основания газета “Свобода” писала о том, что “городские заправилы, стоящие во главе “театрального дела”, относятся “к театру с полнейшим легкомыслием”.

А в это время именитые екатеринодарские купцы В. Гуренков и Н. Болденков вели деловые переговоры со знаменитым академиком Ф. О. Шехтелем, строителем Ярославского вокзала в Москве, банка и типографии Рябушинских и других великолепных зданий. Мы всецело обязаны этому московскому архитектору в возникновении новых путей в отечественной строительной технике, в создании архитектурного стиля “русского модерна”, в свое время удивившего весь цивилизованный мир. Академик Ф. О. Шехтель в строительной практике начал широко использовать новые строительные материалы: железный и железобетонный каркас, стекло, глазурованный кирпич, бетонную штукатурку. Еще в 1897 году талантливый мастер создал проект Народного дома, намереваясь его построить в Москве, но разные обстоятельства не позволили тогда воплотить его в жизнь. И тут вдруг пришел заказ из казачьего града: “Хотим строить театр!” Архитектор для переговоров послал в Екатеринодар своего помощника Александра Андреевича Козлова, зарекомендовавшего себя талантливым строителем-практиком. Договор был быстро заключен. И уже в мае 1908 года была торжественно совершена закладка Народного дома (Зимнего театра). Композиция этого огромного четырехэтажного сооружения, разработанная в духе каркасных построек, быстро обретала свою плоть. Фасад, облицованный ровной цементной штукатуркой, придавал зданию невесомость, воздушность. Это впечатление еще больше усиливали три вертикальные столбца с перечнем великих композиторов и драматургов всех времен и народов, три высоких окна с ажурными балкончиками и венчающий постройку широкий карниз с узорными гирляндами, едва выступающий над фасадом. Внешняя простота и легкость здания вызывали в зрителе чувство праздника, настраивали душу на лирический лад. “Век архитектуры из стекла и металла, легкой, прозрачной, отбросившей традиционное представление "о монументальности как о необходимом

1 2 3
жд вокзал.
Студия 15rus.ru - Осетия Владикавказ
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb