ЖД Вокзал Краснодар 1



Авиабилеты из Краснодара




01.11.07 ||| История ||| История --- Екатеринодарская крепость
в начало

Первая борозда
"Быть здесь городу..."
Екатеринодарская крепость
Как пшеница пришла на Кубань
География города
"Дерзость архитектуры"
Красное училище
Ставропольский шлях
Первый двухэтажный
Конные скачки
Колодец
Прошлое одной улицы
Улица Мира
Биография трамвая
"В вихре искр, в порыве дыма..."
Первый рентгеновский снимок
Зазвонил телефон
Библиотека имени А. С. Пушкина
Чистяковская роща
Городской сад
Последняя фонарщица
Голоса из прошлого
В гостях у старого дуба
Мосты и виадуки
Жизнь реки
Дом с розой
Зимний праздник
Тайны подземного Краснодара



Предприимчивые черноморцы, сразу же по переселении, наряду со строительством войскового града, в Карасунском Куте заложили крепость. Наскоро из первого попавшегося под руку материала – камыша, бревен, глины – построили 40 простых куреней (казарм) для холостых и одиноких сечевиков. В центре голой площади поставили походную, неказистую, но драгоценную для казацкой души Свято–Троицкую церковь, из парусины сделанную.
Крепость, обращенная своим серым земляным фасадом к югу, стояла на обрывистом глинистом берегу кубанской старицы Карасуна, за которым лежала зыбкая широкая пойма, весной залитая водой, летом покрывающаяся болотными растениями – сусаком, кугой, тростником, касатиком и осокой, – а в сильные жары июля сплошь высыхавшая, превращающаяся в бесплодную, покрытую глубокими трещинами илистую пустыню, где находило себе временный приют миллионное лягушачье потомство, кишащее под ногами, прыгающее и жаждущее жизни.

Имея впереди – примерно за версту – еще один надежный защитный пояс – подвижное широкое тело речное текучую Кубань, казаки с востока решили перекрыть Карасун плотиной, дабы увеличить и усилить его водный простор. Так возникла Казачья дамба, в результате чего с юга широкое полотно Карасуна постепенно стало мелким, пересыхающим ручьем, который подавал признаки жизни только в короткую пору большой воды. Основная же масса карасунской воды в дальнейшем сбрасывалась в русло Кубани прямо за Казачьей дамбой, или, как говорили старожилы, за городским садом, заложенным в 1848 году черноморцами. Как видим, казаки, благоустраивая край, работали упорно, без устали.

Зеленый Карасуиский Кут как бы заполнял весь выступ (мыс), образованный крутым изгибом старицы. Он приютил в просторных недрах своих первых переселенцев.

Дел у черноморцев было по горло: и неси сторожевую службу, и выполняй тягловые повинности, и насыпай крепостной вал (добро, что земля была рядом; весь грунт из–под оборонительного рва тут же шел на насыпь высокого бруствера), и пашню возделай, и для семьи своей хату срочно поставь! Естественно, при малочисленности казаков (в 1800 году, например, в Екатеринодаре было всего 5 тысяч населения) крепость строилась крайне медленно, как говорится, “черепашьим шагом”. По прошествии нескольких лет были выполнены только основные работы: вырыт глубокий ров, насыпан вал, укрепленный артиллерией, построены курени. 3 марта 1798 года черноморское правительство сообщало в ведомости: “Крепостные работы и поныне еще не начаты (верней, еще не возобновлены. В. Б.) по причине существующих здесь непогод...” Разумеется, казак не мог разорваться на части и всюду поспеть. И без того его крушила тяжелая доля переселенца, валили болезни, истощала физические и нравственные силы кордонная служба.

Выгодное положение крепости было очевидно. Но прочность ее оставляла желать лучшего, да и материал, из которого строился военный оборонительный пункт, был бренный – земля. То ли дело камень да железо! Но где их взять на краю государства "русского? А ведь чем сильнее искусственные преграды и укрепления, тем меньшим количеством войска можно защищать стратегический пункт. К тому же, чем прочней материал, из которого построена крепость, тем большее значение она приобретает. При легендарной казачьей стойкости и несгибаемости русского духа, даже небольшой гарнизон мог длительное время обороняться, оказывая ярое сопротивление противнику.

Екатеринодарская земляная крепость строилась очень медленно, силами самих казаков, без помощи инженеров, и поэтому она, разумеется, не могла отвечать всем требованиям, предъявляемым к подобным фортификационным сооружениям. Крепость даже на своем внешнем облике носила следы казацкой самодеятельной строительной предприимчивости и выдумки, и недаром специалисты, осматривая ее, резонно заключали, что она построена не по строгим правилам фортификации и поэтому не может считаться “настоящей крепостью”, " и, как остроумно высказался один инженер, “скорее представляет

1 2
жд вокзал.
Студия 15rus.ru - Осетия Владикавказ
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb