ЖД Вокзал Краснодар 1



Авиабилеты из Краснодара




01.11.07 ||| История ||| История --- Прошлое одной улицы
в начало

Первая борозда
"Быть здесь городу..."
Екатеринодарская крепость
Как пшеница пришла на Кубань
География города
"Дерзость архитектуры"
Красное училище
Ставропольский шлях
Первый двухэтажный
Конные скачки
Колодец
Прошлое одной улицы
Улица Мира
Биография трамвая
"В вихре искр, в порыве дыма..."
Первый рентгеновский снимок
Зазвонил телефон
Библиотека имени А. С. Пушкина
Чистяковская роща
Городской сад
Последняя фонарщица
Голоса из прошлого
В гостях у старого дуба
Мосты и виадуки
Жизнь реки
Дом с розой
Зимний праздник
Тайны подземного Краснодара



В 1867 году город с севера оканчивался улицей Длинной (ныне имени К. Цеткин), на месте которой пролегал глубокий ров дождевой водой. Здесь же вдоль рва – высокий земляной вал с наблюдательными казачьими постами, с пушками екатерининских времен и караульными, денно и нощно несшими сторожевую службу. Было также несколько охраняемых и запираемых на ночь въездов и выездов. Главный из них находился на улице Красной. Приезжавшие обязаны были иметь при себе подорожные, иначе вход для них был закрыт.
За валом, там, где ныне первая городская больница, лежало кладбище, густо усеянное потемневшими от дождей крестами –могилами казаков, сложивших свои буйные головы в лихих перестрелках. А дальше –и слева и справа от Таманского шляха – тянулся бесконечный пустырь, глухо заросший терном, лопухами, татарником.

После окончания Кавказской войны город-крепость Екатеринодар слился с возникшей в те же десятилетия станицей Екатеринодарской, центр которой был на Дмитриевской площади с деревянной церковью, построенной в 1818 году, и высокой колокольней (теперь тут профтехучилище - угол улиц Пашковской и Леваневского). Город начал быстро расти, когда получил гражданские правя, главным образом за счет пустырей северной окраины. И первой здесь появилась улица Новая (ныне имени С. Буденного). Эта просторная улица, как и Длинная, идущая параллельно, начала свой бег от берега Кубани, вернее, от бывшего там озера Ореховатого, возле которого размещалась батарея. Улица тянется на десятки кварталов: мимо Сенного базара, возникшего в феврале 1879 года, где были устроены коновязи и торговали лошадьми, коровами и сеном. Затем она идет через просторную современную площадь, украшенную квадратом зеленой бархатной травы, голубыми елями и высокими светильниками – четырехлепестковыми цветками.

Когда-то здесь, на пересечении с улицей Красной, стоял величественный 14-метровый обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, созданный по рисунку известного архитектора В. А Филиппова и исполненный из кирпича и закубанского горного камни. Обелиск был открыт 7 мая 1897 года. Чуть дальше находилась лавка Текстера, где можно было купить огородную кованую тяпку и острую косу, топорище и печной колосник, а если вы скопили деньжат, то и сеялку. За лавкой стояли убогий деревянный сарай и каретная мастерсекая под красной черепицей, возле которой лежали обручи для колес, рессоры, тележные оси, дышла и другие атрибуты гужевого транспорта.

Вы идете дальше, разглядывая новый драматический театр, вознесшийся на месте бывших завалюх, старинное здание института физической культуры, где когда-то размещалось Коммерческое училище. Пробиваясь сквозь чащобу старинных хат, улица выбегает на асфальтированное шоссе. Здесь невдалеке от улицы имени Буденного находилась известная всем жителям города Криница, десятки лет поившая холодной чистой водой всю окрестность: и Дубинку, и Покровку – всех, кто в зной припадал к ней пересохшими губами.

Еще до Великой Отечественной войны источник был заброшен за ненадобностью, так как уже почти в каждом дворе или возле дома был водопровод, питавшийся артезианскими колодцами. Но в жестокие месяцы немецкой оккупации, когда была взорвана водокачка, старожилы вспомнили о заброшенной Кринице, откопали ее, очистили, и она, как прежде, не скупясь, стала поить людей родниковой водой...

Улица Новая уже более ста лет живет кипучей жизнью: по утрам разводит своих жителей к трамвайным остановкам, к автобусам: учеников – в школы, малышей – в детские сады и ясли; торопит хозяек в молочный магазин, в булочную, где на прилавках лежат горки душистых румяных калачей и булок; на рынок –за другими покупками, а в воскресный день ведет отдыхающих к обрыву Кубани, откуда виден широкий речной стрежень, золотящийся в ранних лучах восходящего солнца. Улица соединяет старые кожевенные заводы с молодыми корпусами масложиркомбината и с зелеными кварталами современных Черемушек. Нестареющая, она роднит нас с

1 2
жд вокзал.
Студия 15rus.ru - Осетия Владикавказ
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb